Двадцать шесть лет прошло с момента вывода советских войск из Афганистана, но до сих пор Афганская война беспокоит наши умы и сердца… Особенно тех, кто сам прошёл афганскими тропами. За десять лет – с 1979-го по 1989 год – в Афганистане проходили службу более пяти тысяч пензенцев, из них около ста уроженцев Пачелмской земли. Пятеро наших земляков погибли.
Год назад Пензенский союз «Ветеран» подарил редакции нашей газеты «Книгу памяти. Афганистан, 1979-1989 годы» за публикации на тему войны в Афганистане. Эта книга является достойным подтверждением того, что «никто не забыт и ничто не забыто».
Перелистывая страницы, рассматривая фотографии, читая очерки о совсем еще юных солдатах, осознаешь, что они до конца остались верны воинскому долгу и не дрогнули в свой смертный час.
Сегодня, накануне 26-й годовщины вывода войск из Афганистана, мы напомним об одном из земляков, погибших в эту войну, – Василии Кузнецове (по материалам «Книги памяти». Очерк называется «Четыре секунды до подвига»).
…Родился он в солнечный июньский день в 1966 году в селе Большая Кашаевка. С малых лет работал и на огороде, и по дому. Дрова колол, корову доил, сено косил, а в 14 лет впервые сел за трактор. А еще не чаял души в младшем брате.
Когда закончил Черкасскую школу, поступил в Московскую ветеринарную академию имени Скрябина. Простой сельский паренёк – в московскую академию!
Проучился всего один курс, но запомнился однокурсникам добрым, душевным. 2 июня 1984 года Василия Кузнецова призвали в ряды Вооруженных Сил. Перед самым призывом он успел приехать домой, навестить родителей. «Саша, очень прошу, береги маму!», – прощаясь у порога с братом, сказал он.…
В декабре 1984 года после «учебки» попал в Афганистан. Место службы – 149-й мотострелковый полк 201-й мотострелковой дивизии, дислоцировавшейся в районе города Мазари-Шариф. Там он встретился с двумя своими земляками – Юрой Воробьевым и Равилем Ямбулатовым. Василий был оптимистом, и никогда с другими сослуживцами не говорил о смерти, хотя и видел её чуть ли не ежедневно. Он был спортсменом, физически очень крепким, и все трудности фронтовой жизни переносил легче, чем другие. Очень часто вспоминал родные места, дом, маму и брата.
Когда заболел гепатитом, его увезли в Союз в госпиталь. После лечения предложили остаться дослуживать здесь. Он настаивал на возвращении. Приехала мама, просила очень: «Васенька, останься. Побывал уже там, хватит…»...
Но он добился своего и вернулся в Афганистан.
Василий никогда не рвался в передовики. Обстоятельства сами выдвигали его. Шёл в бой впереди, воевал умело, разумно, чётко. Когда кто-то не выдерживал дальнего перехода, он первым подставлял плечо. Иначе не умел.
Сержант Василий Кузнецов пользовался авторитетом у солдат, подавая им пример мужества и стойкости.
Батальон, где он служил, участвовал в ожесточенных боях в провинции Кунар. Их рота штурмовала один из опорных пунктов душманов. Бойцы карабкались вверх по горам, прятались за камнями, вели прицельный огонь по огневым точкам «духов». Но и оттуда по ним шла плотная стрельба. Рота отходила вниз, после передышки – снова вперед. С третьей попытки опорный пункт был взят. Солдаты пошли дальше, но внезапный огонь с гребня горы остановил их. Мотострелки шли в очередную атаку, когда Василий был в первый раз ранен. Он только скрипнул зубами при перевязке, и тут же скомандовал: «Вперёд!».
Едва выскочил из укрытия – новый толчок в плечо. Но нельзя уходить в тыл: каждый солдат с автоматом – на вес золота.
В какой-то момент случилось, что вокруг оказались одни душманы. Автомат правофлангового младшего сержанта Кузнецова срезал почти в упор трех «духов» и заставил остальных отступить.
Василий приказал своим солдатам отходить к основным силам роты, а сам остался на прикрытии. Бил короткими очередями, а когда автомат смолк, не сразу поверил, что кончились патроны. Бородатые люди с трех сторон кинулись к нему. Но в последний момент он поднял голову и с ненавистью посмотрел на горящие злобой и торжеством лица моджахедов.
«Четыре секунды проходят между щелчком ударника и взрывом гранаты. Четыре секунды отделяют человека от подвига», – это слова из «Книги памяти».
… Спасти Василия, взорвавшего себя и моджахедов, однополчане не успели, но не позволили надругаться над его телом, возле которого лежали восемь мертвых душманов. Это случилось 26 мая 1985 года, почти тридцать лет назад...
За мужество и героизм младший сержант Василий Кузнецов был посмертно награжден орденом Ленина. Похоронили его на родине. Его имя высечено на памятнике студентам Московской ветеринарной академии, погибшим в Афганистане.
Очерки о героях-афганцах, наших земляках, погибших в этой войне, пачелмцы могут прочитать в «Книге памяти». Она находится в редакции газеты «Родная земля».
Комментарии