09 декабря 2019, понедельник
Областные новости
09.12.2019
В работу по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года будут привлечены волонтеры.
09.12.2019
Представители пензенских предприятий малого и среднего бизнеса приняли участие в бизнес-миссии в город Тулу.

 

 

Информер праздники сегодня

    

ф

Табак не для меня

Земляки

19.08.2019

Начало большого пути.

М.В. Курмаев

   Рабочий посёлок Пачелма имеет две даты основания – юридическую и фактическую. Фактически посёлок появился вместе со станцией Моршанско-Сызранской железной дороги в 1874 году, но юридически его возникновению предшествовала реформа путей сообщения, преобразившая экономическую жизнь России. 1 и 24 марта 1870 года император Александр II утвердил сеть железных дорог, а 23 апреля того же года повелел провести за счёт правительства изыскания «по линиям, вошедшим в сеть железных дорог». Участок от Моршанска до Пензы было поручено проектировать инженеру, коллежскому секретарю Липину. Циркуляр Министерства путей сообщения разослали на места в 1871 году. 

   Поскольку железная дорога должна была пройти через земли, принадлежавшие частным лицам, их следовало предварительно выкупить. Для этого в октябре 1873 года создали особую оценочную комиссию, состоявшую из пяти человек. В  комиссию вошли почётный мировой судья Чембарского округа поручик Рихтер, уездный исправник Д.И. Соколов, от землевладельцев оценку производили князь Николай Николаевич Енгалычев, Александр Николаевич Щетинин, а также князь Мамлеев. Пачелмские «дачи» (земельные участки), отходившие под железную дорогу, разделили на три части, в которых оказалось 15 десятин 2230 квадратных саженей. В первом участке значилось 30 владельцев, во втором – 1, в третьем – 39. Железная дорога проходила по земле, принадлежавшей не только дворянам, но и крестьянам. Среди них были Богатырёвы, Великановы, Васины, Мерзликины, Пушкарёвы, Шатчиневы, Горбуновы, Пановы, Мещеряковы, Фаюстовы, Кузнецовы, Котовы, Дураковы, Липатовы, Горбуновы, Кононовы, Шошины.В общей сложности, управление Моршанско-Сызранской железной дороги выплатило этим лицам денежные вознаграждения на сумму 1152 рубля. Уже в мае 1873 года 60 рабочих насыпали земляное полотно длиной 1 версту в двух верстах от станции Глебовка. Для батраков, нанявшихся на путевые работы, построили бараки. Чембарский уездный исправник в рапорте от 28 мая 1873 года докладывал пензенскому губернатору: «Пища рабочим идёт от подрядчика земляного полотна довольно хорошая. Хлеб мягкий, пропечёный, щи из солёного мяса и каша варится в постные дни гречная, в скоромные – пшённая, квас хороший – красный». В июле 1873 года на постройке Моршанско-Сызранской железной дороги в Чембарском уезде трудилось 697 человек, в том числе 207 при д.  Михайловке, 490  – на земле, принадлежавшей пачелмским владельцам. Лечили рабочих в больнице, под которую отвели в центре села Каменка просторную избу. Согласно рапорту уездного исправника, все работы над земляным полотном на территории Чембарского уезда были завершены к 23 сентября. Движение поездов по Моршанско-Сызранской железной дороге, имевшей протяжённость 484, 3/4 версты, началось год спустя, 12 октября 1874 года, причём не только товарных, но и пассажирских. Через несколько месяцев, когда достроили Вяземский участок, железную дорогу переименовали в Сызрано-Вяземскую. Первое время станция называлась Калиновкой – по ближайшему селу. Уже в 1877 году она фигурировала в документах под новым названием, которое носит и по сей день – Пачелма. Согласно информации, полученной Е.А. Рябчиковым в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации, переименование произошло из-за того, что наличие двух станций с одинаковыми или созвучными названиями не допускалось. Корреспонденцию и товары могли увезти в другой регион. Станция Калиновка уже значилась в Российской империи на Украине; совсем рядом, в Тамбовской губернии, был г. Козлов. Поэтому выбор пал на дальнее село, которое и послужило источником редкого названия. Кроме того, именно пачелмцы составляли большинство среди владельцев участков, на которых построили железную дорогу.

(Продолжение следует).

 

Пачелмский вокзал в 1913 году. Фото из архива Хохлуновых.